О чем мечтает фавн в Приморье?

О чем мечтает фавн в Приморье?

Музыка французских импрессионистов  прозвучит со сцены Приморской краевой филармонии в исполнении музыкантов Тихоокеанского симфонического оркестра.

7 октября на сцене Приморской краевой филармонии в рамках абонемента №8  «Шедевры мировой классики» в канцерной программе зрители услышат произведения французских композиторов «Ф. Пуленк - К. Дебюсси - М. Равель».

«Французская  музыка традиционно любима в России, - рассказывает музыковед Наталия Мищенко. - Здесь сказывается связь времен, когда в русском  обществе  говорили по-французски. Музыка Франции  отличается  особым  изяществом. Это музыка очень тонкая, часто связна с театром, с драматическим  действием, либо с живописью».

Никакая фонограмма не заменит «живого» звучания, а  запись не передаст той энергетики, которой делятся музыканты со зрительным залом.  Артисты приморской краевой филармонии предлагают слушателям  погрузиться в мир французского  музыкального  импрессионизма 19-20 веков. Это направление во Франции возродило некоторые национальные   художественные  традиции - стремление к конкретности, программности, изяществу стиля, прозрачной фактуре. Главное в музыке импрессионистов - передача изменчивых настроений, мимолётных впечатлений, едва уловимых психических состояний. Отсюда тяготение к поэтическому пейзажу. Импрессионизм нашёл наиболее полное выражение в музыке К. Дебюсси. Величайший мастер, обобщив достижения предшественников, расширил выразительность  и колористические  возможности музыки.

Клод  Дебюсси «Послеполуденный отдых фавна» .

«Послеполуденный отдых фавна» — первое симфоническое сочинение Дебюсси, в котором в совершенстве выражен его индивидуальный импрессионистский стиль.  Премьера состоялась 22 декабря 1894 года в Париже, в концерте Национального общества под управлением Гюстава Доре. Как вспоминал впоследствии дирижер, уже во время исполнения он внезапно почувствовал, что слушатели совершенно покорены этой музыкой, и тотчас же по окончании она была сыграна снова. Это был первый настоящий успех Дебюсси.

В 1912 году на музыку «Послеполуденного отдыха фавна» в парижском театре Шатле был поставлен одноактный балет. Хореографом и исполнителем роли Фавна выступил знаменитый русский танцовщик Вацлав Нижинский, который совсем не понравился композитору, назвавшему Нижинского молодым дикарем и порочным гением.

«Когда Дебюсси  написал эту небольшую пьесу, его мало кто знал  во Франции, но  когда  ее исполнили, то оказалось, что в большинстве своем публика покорена. Это была совершенно неожиданная неизвестная музыка, - говорит Наталья Мищенко.- При написании музыки,  Дебюсси опирался на литературное  произведение,  в котором как такового сюжета  нет. Жаркий день, Фавн лежит, отдыхает  и грезит о нимфах. Но Дебюсси смог написать такую  пьесу, которая  передала  невероятное солнце,  томление Фавна и его страстные желания. Конечно, были и  противники этого произведения, они говорили, что здесь нет никакой  формы, никакого стиля, никакой мысли , никакой идеи  нет. Но, тем не менее,  музыка  действительно стала очень знаменитой. Затем уже в «дягелевских  сезонах» на эту музыку был поставлен балет.  Тоже очень удивительный, своеобразный . В танцах присутствует  совершенно определенная  стилистика  и очень интересная музыка, она такая несколько медитативная  и очень, очень тонкая, изящная.

 

«Болеро» Мориса Равеля.

-Зрителей ждет «встреча» с «Болеро»  Мориса Равеля.  Это мировой хит, написаный  по заказу русской балерины   Иды Рубинштейн. – продолжает рассказ Наталья Мищенко. – Знаменитая танцовщица Ида Рубинштейн  выступила в первом «дягелевском сезоне»  в Париже, тогда она  танцевала Саломею. В   России эта постановка была  запрещена, поскольку   ее посчитали  слишком эротичной, но во Франции, ведь   эта страна с более демократическими взглядами, танец Соломеи признали.  Ида  станцевала и прославилась. После этого балерина  заказала Морису Равелю   для своего спектакля,  вот такую небольшую пьесу «Болеро». “Болеро” имело оглушительный успех в Европе 1928 г., став настоящим шлягером. Тему “Болеро” напевали всюду – в коридорах отелей, в метро, на улице - казалось, ее способен был насвистеть каждый любитель музыки. И вместе с тем “Болеро” в равной степени восхищались и профессионалы. Сергей Прокофьев назвал “Болеро” чудом искусства. Композитор  взял один мотив, и этот мотив постоянно исполняется  разными  инструментами  оркестра,  и за счет этих тембровых изменений возникает вот такое удивительное явление, которое вызывает очень сильный эмоциональный отклик  у слушателей. Большую славу  «Болеро» принесла концертная эстрада.

 

Мужской дуэт

Далее в программе  Ф. Пуленк. Концерт для двух  фортепиано. Пуленк – это представитель  творческого объединения, который назывался « французская шестерка». Если в России  была «могучая кучка»  объединившая русских композиторов, то французские музыканты спустя  годы,  в 20 веке по аналогии образовали «шестерку». Разных по творческим установкам композиторов объединяли стремление к новизне и одновременно к простоте, а также воинствующее неприятие музыкального импрессионизма. У Пуленка язык очень понятный, очень простой, своеобразный.

Его музыку будут исполнять два пианиста Анатолий Медведев и Дмитрий Волобуев, оба преподают в музыкальном колледже искусств. Мужской дуэт   с Тихоокеанским симфоническим  оркестром - это очень колоритно.

«Арлезианка» Жоржа Бизе.

«Будет еще музыка Жоржа Бизе, автора знаменитой «Кармен», - раскрывает секреты музыковед, - но мы будем играть не ее, а другую, тоже театральную. Бизе  написал ее для театральной постановки  к пьесе Доде «Арлезианка». Богатая красочными народно-бытовыми картинами, правдиво воплотившая образы героев драмы, она открыла прямой путь к опере «Кармен». Сын фермера  влюбляется в арлезианку, жительницу г. Арль Юга Франции.  Арлезианки славились своей обольстительной красотой. Мать  юноши была против, она хотела его женить  совсем на другой девушке  простой, нежной и не столь красивой. Юноша сильно страдал,  не сумев забыть арлезианку , он заканчивает жизнь самоубийством . В то время в деревне идет праздник, жители веселятся, танцуют  фарандолу. Фарандола  это - зажигательный такой провансальский танец. На сцене этого, конечно не будет, потому что мы будем играть ту музыку, на фоне которой происходила эта трагическая ситуация, т.е фарнадолу. Концерт очень яркий многожанровый, интересный  с солистами . В нем есть все, что  может привлечь публику . Своим многообразием он показывает очень много сторон  французской культуры и музыки».

.

%d0%bf%d0%b8%d0%b0%d0%bd%d0%b8%d1%81%d1%82%d1%8b

7 октября

Абонемент №8 «Шедевры мировой классики»

Концертная программа «Ф. Пуленк - К. Дебюсси - М. Равель»

Тихоокеанский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижёр -   заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов

Солисты: дипломанты международных конкурсов Анатолий Медведев (фортепиано), Дмитрий Волобуев (фортепиано)

В программе: Ф. Пуленк Концерт для двух фортепиано с оркестром,

М. Равель «Болеро», К. Дебюсси «Послеполуденный отдых Фавна»

Ведущая – музыковед Наталия Мищенко

Большой зал

Начало 18.30

07-10_%d0%b5%d1%89%d1%91-%d0%be%d0%b4%d0%bd%d0%b0_web 07-10_web