Домрист Павел Белошниченко – «Мечтаю сыграть с Венским симфоническим оркестром!»

Домрист Павел Белошниченко – «Мечтаю сыграть с Венским симфоническим оркестром!»

Народное музыкальное творчество ещё со времён Древней Руси всегда являлось отражением переживаний простых людей, а помощь в изображении своих чувств через песни всегда оказывали народные музыкальные инструменты, искусство исполнения на которых передавалось из поколения в поколение. Одним из таких инструментов по сей день является домра – пожалуй, самый близкий на уровне с балалайкой для русского человека инструмент и одновременно необычный для современного взгляда.

DSC06831

Павел Белошниченко – домрист и участник ансамбля «Садко» рассказал о своих стремлениях и мечтах, сразу ответив на самый важный вопрос:


- Павел, всегда ли Вы мечтали стать домристом?

Никогда не мечтал стать домристом, вот, честное слово! Вообще я в музыку попал случайно. Как-то к нам в детский сад пришла музыкальная школа с концертом и, по рассказам мамы, мне тогда очень сильно понравилась домра. Она же и решила меня отдать в музыкальную школу как раз-таки на класс домры. И с пяти лет, получается, я там занимался, а в пятнадцать уже окончил. То есть, грубо говоря, десять лет провёл в музыкальной школе. А потом я хотел идти совершенно по другой профессии. Хотелось делать что-то больше руками и тяжёлым физическим трудом: будь- то какая-нибудь работа со сваркой, судостроение…
- Вообще в детстве какие у Вас были увлечения?

В детстве у меня было миллион увлечений: музыка, танцы, книг было огромное количество, хотел также боксом заниматься, но мама не пустила. После двух занятий сказала, что ни в коем случае, был небольшой скандал.
- А кто оказал наибольшее влияние в принятии решения о поступлении в колледж искусств? Или это был зов сердца?

Поступление в колледж искусств – это был выбор мамы. Несмотря на то, что я человек достаточно сильный духом и сказал тогда ей, что категорически не пойду учиться по музыке, она ответила, цитирую: «Нет. Вот сначала окончи училище, а потом иди, куда хочешь». Вот, до сих пор иду, куда хочу. (Смеётся.)


- Как проходило обучение? Были ли моменты, когда казалось, что это не ваше и хотелось сменить род деятельности?

Мне же это очень нравится на самом деле. Даже хотел поступать в Гнесиных, но передумал потом. Просто я как-то не видел в этом направлении особых перспектив, поэтому, наверное, и бросил училище на втором курсе.

Когда я туда поступал в пятнадцать лет, я ещё особо не понимал, что будет в дальнейшем и как. А, когда на втором курсе узнал, что буду педагогом… точнее даже не узнал, а осознал, что я буду педагогом по классу домры, то мне эта перспектива как-то совершенно не понравилась. И я бросил, но потом восстановился через два года. К сожалению, у нас так и мир устроен современный, что двигаться приходится только на энтузиазме.

 

- Чем занимались все эти два года?

Чем я только не занимался: и в торговле проработал, и руками, как хотел. Но понял, что всё-таки моё призвание – это заниматься исполнительством на домре. Несмотря на то, что музыкой профессиональной заниматься достаточно сложно, ведь, это непрерывный интеллектуальный труд, который требует постоянного поддержания себя в физической форме, как бы это странно не звучало.

DSC06662
- У творческих людей, особенно, мне кажется, музыкальных душа в полётах за мечтами может улетать куда-то далеко-далеко и даже попадать в другие совершенно галактики. И если говорить именно о мечте, то в каком городе или стране, может быть, даже веке Вы бы хотели дать свой собственный сольный концерт?

Я с Вами соглашусь. Я много знаю творческих людей, не только музыкантов, но и художников, архитекторов, строителей…даже просто какой-нибудь электрик с творческой натурой – он тоже может улетать в своих фантазиях далеко. А если говорить конкретно о моей личной мечте в плане музыки, то это, конечно, возрождение, причём колоссальное возрождение всего народного творчества, русской народной музыки и фольклорного творчества всех народов, которые существуют на территории России, потому что лично по моим наблюдениям сейчас оно в достаточно большом упадке и очень зря. Я – человек, который слушает очень разную музыку, начиная от какого-нибудь тяжёлого рока и заканчивая классикой, и я считаю, что русская народная музыка и русские народные инструменты очень незаслуженно забыты и отодвинуты вообще на третий план.

А мой сольный концерт… каким я его вижу? Конечно, вряд ли собрав олимпийский, но я бы очень хотел сыграть с Венским симфоническим оркестром. Венский симфонический оркестр – это, знаете, скрипки, виолончели, альты и, чтобы вот домра с ним прозвучала. Это будет просто шикарный вариант.

 

- Чем можно тогда было бы привлечь российскую публику к концертам домристов и других русских народных инструментов?

Можно популяризировать через попсу. То есть, как поп-музыка была привита нам, так можно этой же прививкой и двигаться в обратном направлении. Я знаю такие примеры людей, которые никогда не слышали народную музыку, но, услышав знакомую мелодию на народных инструментах, начинали интересоваться этим и расширяли таким образом свой кругозор.

 

- То есть, Вы предлагаете больше заняться переложением такой современной музыки на более классические инструменты?

Это один из путей развития. А потом человек, который заинтересуется этим, будет приходить, так сказать, всё глубже и глубже к корням.
- И если продолжить эту тему, то с каких произведений именно уже для домры Вы бы посоветовали познакомиться начинающему слушателю?

Николай Будашкин – концерт для домры с оркестром, первая часть. Это самая заводная пьеса. Она написана на тему двух русских песен – это «Неделька» («В воскресенье я на ярмарку ходила») и «Выхожу один я на дорогу». Самое интересное там вступление, оно очень красивое. Мне кажется, что всем будет очень интересно его послушать.

 

- А что в плане собственных предпочтений? Вы сказали, что любите «очень разную музыку»…

Совершенно недавно я для себя открыл группу «Queen». Естественно знал её и раньше, но так получилось, что мимо меня их творчество проходило. Какое-то время я слушал группу «Stigmata» – это тяжёлый рок. Группу «Кино» я обожал и сейчас, конечно, люблю; все песни наизусть – как обычно. Группа «ABBA» тоже приятна была. Потом очень зашёл последний альбом «Rammstein», когда он только вышел. Естественно русские классики: Сергей Васильевич Рахманинов, Пётр Ильич Чайковский, конечно же, но это музыка не на каждый день.

Музыка должна быть под настроение – я так считаю. Необязательно это всегда должна быть только классика, в конце концов, можно и русский реп послушать. (Смеётся.) Но не всегда опять же. Только по настроению. Я знаю точно, что музыка реп, так же, как и метал, деструктивно влияет на физиологические процессы тела, не говоря уже о душе, а классическая музыка всё-таки более положительный оставляет на человеке след.

- К слову о «Queen». Я знаю, что один балалаечник из Пермской области сыграл композицию «The show must go on» на своём инструменте, а участники группы посмотрели его выступление и очень сильно похвалили. Вы бы не хотели тоже что-нибудь сыграть, записать и выложить?

Я играл всякое разное, но видеоблоггерство – это не моё совершенно и выкладывать что-то, честное слово, не люблю. В этом плане я очень критично к себе отношусь, и поэтому, когда вижу своё выражение лица со сцены или просто с инструментом в руках, мне не кажется, что людям понравится.

А что касается современной музыки, то, как раз-таки мы с ансамблем «Садко» приготовили к концерту, посвящённому юбилею филармонии, композицию «Rammstein – Du hast». Конечно, мнение людей разделилось немножечко, но в подавляющем большинстве они сказали: «Это – бомба!». Мой старший брат, а он вообще всеми фибрами своей души не любит народное творчество и классическую музыку, пришёл в восторг, когда я скинул ему запись.
- Я видела, что к 23 мая вы с ансамблем «Садко» готовили детскую музыкальную программу «На машине марки Форд, ехал старый мистер Норд». Послушать, к сожалению, пока неизвестно, когда получится в связи с изоляцией. Расскажите, пожалуйста, как вообще сейчас проходит рабочий процесс в ансамбле?

Достаточно сложно проходит работа, потому что собираться, как известно, нельзя. Но, правда, мы всё равно это делаем в онлайн, на мониторе компьютера.  (Смеётся.) Потому что без творчества как-то совсем никак, а у нас и программа, и новые пьесы есть. Первое время мы созванивались по скайпу, как-то вели диалог, самостоятельно занимались и продолжаем заниматься дома.

 

- Мне кажется, что скоро карантин уже закончится, и всё вернётся на свои места.

Мы все на это надеемся, что карантин скоро закончится, и начнут возвращать постепенно нормальную жизнь. Но открытие концертных залов, мне кажется, будет происходить в самую последнюю очередь, так как культурно-массовые мероприятия подразумевают под собой наличие большого скопления людей в одном небольшом помещении.

 

- Если вернуться назад к разговору о музыке, Вы говорили, что подбираете с ансамблем новую концертную программу. А как проходит этот процесс?

У нас есть художественный руководитель и дирижёр – Сергеев Валерий Анатольевич, и он следит за нашим репертуаром. Мы можем предложить ту или иную пьесу сыграть, но последнее слово всегда за ним.

Как проходят репетиции, я не могу рассказать. (Смеётся.) Шучу, конечно же. Сидим, занимаемся, Валерий Анатольевич слушает что, где и как. Говорит там-то играть потише, там – наоборот громче. Допустим, есть какая-нибудь интересная пьеса, и он, либо я, либо Вася Коробейников, балалаечник наш, делаем аранжировку на ансамбль, и мы играем. Как-то так процесс происходит. Репетируем-репетируем и потом играем.

Год назад в апреле мы с ансамблем «Садко» ездили выступать в концертном зале имени Гнесиных – для меня это впоследствии стало знаковым событием. Мы готовились очень тщательно и усердно. Была подобрана хорошая программа. Занимались мы…честно, сколько раз в неделю встречались, не скажу, но то, что это было очень много – это ничего не сказать. (Смеётся.) Зато это было очень продуктивно, ведь потом, когда мы приехали из Владивостока туда в Москву и сыграли концерт, мы получили множество лестных отзывов от людей с мировыми именами.
- А сейчас уже придумали, что сыграете первым делом после карантина?

Честно скажу, что по названиям не помню, только ноты видел. Но у нас запланирован сразу очень плотный график: и люди соскучились по нашему ансамблю, и мы сами тоже соскучились по выступлениям. Так что программа есть! Интересная и красивая.
- Как Вы считаете, есть ли различия между понятиями «настоящий музыкант» и просто «музыкант»?

Я считаю, что различий между понятиями абсолютно нет, потому что мерило как «настоящий музыкант» и просто «музыкант» отсутствует как таковое. Есть понятия «профессиональный музыкант» и «музыкант-самоучка», но музыкант-самоучка может также самостоятельно стать профессиональным музыкантом.

DSC05628

- Вообще музыканту обязательно нужно заканчивать какие-то учреждения?

Самое главное в жизни начинающего музыканта – это найти хорошего педагога или хороших педагогов, которые смогут направить и объяснить, что и как должно быть. Допустим, если брать ребёнка, а я преподаю уже несколько лет, то очень важно на первых азах ему вложить искорку в душу, чтобы для него это не было рутиной как для многих. Это не со многими детьми получается и совершенно нелегко это делать. Это первое, что нужно музыканту.

Второе – это естественно желание. Потому что, когда ты становишься профессиональным академическим музыкантом, у тебя должен быть постоянный навык в руках: один день не позанимался – неделя, как говорится, насмарку.

Заниматься вообще нужно каждый божий день, и это очень грустно. (Смеётся.) Но на самом деле, скажу Вам честно, я этого не делаю. Когда я учился в музыкальной школе и готовился к конкурсам, я мог спокойно заниматься и в двенадцать, и в два ночи. Бывало, что мама приходила и отбирала у меня домру уже в одиннадцатом или двенадцатом часу, но зато это давало результат.

 

- Вы говорили, что, когда только начинали учиться в колледже, Вам не нравилась перспектива преподавания, а сейчас как?

Сейчас, скажу честно, попреподавав несколько лет, я понял, что у меня это неплохо получается: мои дети забирают лауреатские места. Например, в этом году Владивостокский региональный конкурс исполнителей на народных музыкальных инструментах, к сожалению, не состоялся в связи с коронавирусом, а в прошлом году моя ученица там взяла первое место. Я считаю, это достаточно хорошо.

Занимаются у меня дети в возрасте от семи до пятнадцати – это официально, а так есть ещё и просто люди, которые интересуются, спрашивают совет.

 

- Профессионализм игры вообще зависит от возраста? Или есть такие случаи, когда, например, ребёнок семи лет приходит учиться, и у него сразу всё сходу получается?

Конечно, где-то видно, как принято говорить, божий промысел, дар или талант. Но мне кажется, что талант – это всего лишь один процент успеха. Так многие говорят, и я тоже так считаю, что если талант направить не в то русло или всё скидывать только на природу, а самому никак не заниматься – ничего не получится.

Сразу всё не получается ни у кого. Но у меня естественно опыта ещё мало, может быть, действительно есть такие уникумы. В любом случае даже у самого талантливого и одарённого ребёнка могут возникнуть какие-то трудности. Насколько мы знаем, Никола Паганини – величайший скрипач – постоянно был заперт в подвале, и он только и делал, что занимался на бедной скрипке. Но, конечно, предрасположенность детей, бывает, проявляется очень ярко.

Главное, не желать всё и сразу. Необходимо осознать, что всё приходит постепенно. В любом деле, мне кажется, на любом инструменте, если заниматься профессионально, нужно постоянно быть в каком-то творческом и физиологическом росте – никогда нельзя останавливаться.

Одно время я ещё играл на скрипке. Мне самому вообще не нравится играть на других инструментах кроме домры, хотя, естественно, как все умею на фортепиано, на баяне, на аккордеоне, но на низком уровне. И, по-моему, мне тринадцать лет тогда было, когда друг подарил скрипку. Я вообще не знал, как играть, как пиликать, только, как она настраивается и как примерно её держат, а интернета тогда ещё толком не было. И вот я за два месяца летом научился играть «Чардаш Монти» прям в темпе. Тогда я понял, что человек может буквально всё. Звук был, конечно, не очень, но дело даже не в этом. Тогда я понял, что при желании человек может всё, и научиться играть на музыкальном инструменте в том числе.

DSC06799

 

Дарья Синельникова