Вершина творческого гения Бетховена и космический мир Моцартовской музыки.

Вершина творческого гения Бетховена и космический мир Моцартовской музыки.

24 марта Большой зал 18.30 Абонемент № 8 «Шедевры мировой классики» Тихоокеанский симфонический оркестр

Программа этого концерта больше понравиться любителем серьезной классической музыки, под звуки, которой можно погрузиться в собственные размышления, или отрешившись от «мира» полностью отдать свое сознание творениям великих мастеров: Вольфганга Амадея Моцарта и Людвига Ван Бетховена.

Основным произведением, которое прозвучит в концерте  – это знаменитая Симфония № 9 ре минор, оp. 125 Людвига Ван Бетховена( «Ода к радости»,  в 1972 году была принята в качестве официального гимна Совета Европы в аранжировке Герберта фон Караяна) в исполнении Тихоокеанского симфонического оркестра под управлением художественного  руководителя и главного дирижёра – заслуженного артиста РФ Анатолия Смирнова.  В ее четвертой части к музыкантам ТСО присоединяется  Академический хор ДВФУ под руководством Елены Петуховой, а так же солисты Приморской краевой филармонии: дипломант международного конкурса Наталья Подпоринова (сопрано),  лауреат международного конкурса Елена Глушенко (меццо-сопрано), солисты Государственного академического Мариинского театра (Приморская сцена), лауреат международных конкурсов  Илья   Астафуров (тенор), Дмитрий Неласов (баритон). Ведет программу музыковед Наталия Мищенко. Для своих слушателей музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра сыграют  так же произведение великого австрийца В.А. Моцарта – это  Cимфония № 30 ре мажор (KV-202). Для тех, кто хочет «трагедии» прозвучит Увертюра  «Кориолан» до минор, op.62. , Л. В. Бетховена.

 

История создания «Оды к радости» Людвига ван Бетховена

Фридрих Шиллер в 1785 году написал для масонской ложи оду «К Радости» / An die Freude. Людвиг ван Бетховен положил изменённый текст на музыку в 1823 году, кроме того, она вошла в состав 9-й симфонии композитора. Вот как это описывает биограф:  «Из глубины этой бездны скорби, Бетховен задумал воспеть Радость. Это была мечта всей его жизни. Он думал об этом ещё в 1793 г., в Бонне. Всю жизнь он хотел воспеть Радость и увенчать ею одно из своих великих творений. Всю жизнь он колебался в выборе точной формы гимна и в том, в какое сочинение следовало его поместить. Даже в девятой симфонии он далеко ещё не решился окончательно. До последней минуты он был готов сохранить «Оду к Радости» для десятой или одиннадцатой симфонии. Необходимо отметить, что девятая симфония озаглавлена не так, как её обычно называют: «Симфония с хорами», а «Симфония с заключительным хором Оды к Радости.

7 мая 1824 г. в Вене состоялось первое исполнение девятой симфонии. Успех носил характер триумфа, несколько даже вызывающего.

Оркестром дирижировал Умлауф. Совершено глухой Бетховен стоял у рампы и давал темпы для каждой части. Гром аплодисментов раздался сразу же после последнего аккорда. Музыканты и певцы были потрясены успехом симфонии, и лишь один человек никак не реагировал на восторженные возгласы — он просто их не слышал. В голове Бетховена всё еще играла его музыка.

Тогда молодая певица по имени Унгер подбежала к композитору, взяла его за руку и вывела на сцену, чтобы он мог увидеть переполненный зал — зрители аплодировали, подбрасывая вверх шапки.

Только в этот момент Бетховен убедился в успехе своего произведения.

После исполнения Бетховена встретили пятью взрывами аплодисментов; между тем, в этой стране этикета принято было встречать троекратным рукоплесканием императорскую фамилию. Понадобилось вмешательство полиции, чтобы положить конец рукоплесканиям.

Симфония вызвала неистовый восторг. Многие плакали. После концерта с Бетховеном от волнения сделался обморок; его отнесли к Шиндлеру, где он провел в забытьи, не раздеваясь, без пищи и питья, всю ночь и следующее утро. Торжество оказалось мимолётным и не принесло Бетховену никакой выгоды. Концерт не дал ему ничего. Материальные трудности жизни остались теми же. Он снова увидал себя бедным, больным, одиноким, - но победителем: - победителем над человеческой посредственностью, над собственной судьбой, над своим страданием. «Жертвуй, всегда жертвуй мелочами жизни своему искусству! Бог выше всего!» (О Gott uber alles!)». Ромен Роллан, Героические жизни .Собрание сочинений, Том XIV, Л., «Время», 1933 г., с. 37-41.

Л. В. Бетховен Увертюра к трагедии «Кориолан» до минор

С именем Бетховена  связано рождение нового симфонического жанра - программной увертюры, которая в свою очередь дала жизнь большой разветвленной семье одночастных программных произведений, получивших в дальнейшем наименование поэм, фантазий, картин и т.п. Созданные первоначально как музыкальные вступления к театральным спектаклям, увертюры Бетховена превратились в самостоятельные симфонические произведения, своего рода лаконичные инструментальные драмы.

Увертюра "Кориолан" была написана Бетховеном в 1807 году под впечатлением одноимённой трагедии австрийского драматурга Генриха-Иозефа Коллина (1772-1811). В её основу была положена история жившего в V веке до н.э. римского полководца Гая Марция, прозванного Кориоланом. Она была изложена знаменитым греческим историком Плутархом в  "Сравнительных жизнеописаниях" - книге, которой Бетховен восхищался.

Бетховен был, бесспорно, увлечён трагической фигурой Кориолана, этого изгоя, заставившего трепетать перед собой родной Рим. Изгнанный из города и охваченный жаждой мести, он приводит под римские стены огромное войско. Кориолан непреклонен к мольбам сограждан, но не в силах противостоять просьбам матери и жены. Гордый и непримиримый, Кориолан не находит иного выхода, кроме самоубийства. Эта острая психологическая коллизия стала исходным моментом инструментальной "драмы".

Противоречия, раздирающие душу Кориолана, нашли выражение в первой же теме, сочетающей порывистое движение вперед и пересекающие его резкие, как сабельный удар, аккорды оркестра. Стремление и непреодолимая преграда - таков смысл этого музыкального образа. Начало увертюры вводит слушателя в мир мучительных противоречий, полных драматизма переживаний. Эмоциональная напряженность музыки достигает высшего предела в репризе. Вновь возникают могучие звучания начала увертюры, но постепенно они утихают. Порывистый лейтмотив героя замедляет свой "бег" и словно обессиленный "умирает". Увертюра заканчивается едва слышным pizzicato струнных...

mozart_wolfgang

Во́льфганг Амаде́й Мо́царт (нем. Wolfgang Amadeus Mozart, МФА 27 января 1756 Зальцбург — 5 декабря 1791 Вена), крещён как Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт — великий австрийский композитор и исполнитель-виртуоз, проявивший свои феноменальные способности в четырёхлетнем возрасте. Моцарт является одним из самых популярных классических композиторов, оказавшим глубокое влияние на дальнейшую западную музыкальную культуру. По свидетельству современников, Моцарт обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации.

Уникальность Моцарта состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и сочинил более 600 произведений, многие из которых признаны вершиной симфонической, концертной, камерной, оперной и хоровой музыки.