23 ноября «В. Моцарт – П. Чайковский»

23 ноября «В. Моцарт – П. Чайковский»

Почему вам стоит отложить все дела на этот вечер и прийти в Приморскую краевую филармонию на концерт? Потому, что играют наши замечательные музыканты Тихоокеанского симфонического оркестра под управлением художественного руководителя и главного дирижёра,  заслуженного артиста РФ Анатолия  Смирнова.

В программе  концерта «В. Моцарт – П. Чайковский»  прозвучат  произведения гениального  австрийца  Вольфганга Амадея  Моцарта, великого русского композитора Петра Ильича Чайковского, и  Франсуа Борна, французского флейтиста-виртуоза, музыкального педагога и композитора.  Эта музыка проверена временем, ей восхищаются многие поколения, пройдёт время и большинство новомодных течений умрёт как несущественное, а она останется. Это - понятие, относящееся к разряду вечных ценностей. Вечность смотрит сквозь ноты через музыку. Подумайте, ведь эти звуки прошли через века и сейчас вы будто сидите рядом с горожанином 17-19 века. Она действительно намного ближе к совершенству, чем другая музыка. Чем тоньше человеческая душа, тем больше его тянет к классической музыке. Что можно рассказать о заявленных в программе произведениях?

Ф. Борн - Дж. Бизе .Блестящая фантазия на темы оперы «Кармен»

Блестящая фантазия на темы оперы Бизе «Кармен» для флейты и фортепиано, написанная в 1880 году и посвящённая тулузскому композитору и органисту Иньясу Лейбаку. Эта фантазия входит в репертуар многих ведущих флейтистов — в том числе Джеймса Голуэя, Полы Робисон, Шарон Безали, — неоднократно оркестрована (в том числе Раймоном Мейланом), переложена для флейты и гитары, для кларнета и фортепиано и др.В основу виртуозной «Фантазии» для флейты и фортепиано легли темы из известной оперы «Кармен» Ж. Бизе. Здесь использованы темы судьбы главной героини Кармен, тема Хабанеры, тема Цыганской песни и тема тореадора Эскамильо в качестве заключительного эпизода. В изложении вышеуказанных тем,  господствует вариационный принцип развития. Некоторые вариации сжаты  (например, вариация на тему судьбы), другие же, напротив, пространны (Хабанера,  Цыганская песня). Партия солирующей флейты достаточно насыщенная, здесь применяются исполнительские приемы, как, например, передувание, техническое дыхание; используются ноты соль диез, ля, си бемоль, си бекар третьей октавы. Пассажи, изложенные квартолями, секстолями охватывают почти весь диапазон инструмента. Все эти элементы делают фактуру «Фантазии» виртуозной, интересной в исполнительском ракурсе. Исполнение «Фантазии» занимает достаточно большой временной отрезок - 12 минут, что также свидетельствует о высокой степени сложности произведения.

П. Чайковский Увертюра – фантазия «Гамлет»

В 1880-х годах в России выступил с гастролями знаменитый французский актёр Люсьен Гитри. После исполнения им заглавной роли в пьесе "Кин", в которую по ходу действия вводится сцена из "Гамлета" У. Шекспира, П.И. Чайковский обмолвился, что охотно напишет музыку к этой трагедии, если Гитри будет играть".  Наконец лишь в 1888 году, когда Гитри собирался выступить в "Гамлете" в намечавшемся благотворительном спектакле, он напомнил об этом обещании. Как всегда верный своему слову, Чайковский принялся за сочинение, но, увлёкшись работой, написал не скромную пьесу вспомогательного значения для немногочисленного инструментального ансамбля в драматическом театре, а концертную увертюру-фантазию для большого симфонического оркестра. "Успех большой. Гитри бесподобен", - записал он в дневник после спектакля. Но и вне зависимости от театра увертюра-фантазия "Гамлет" сразу же после её написания получила самостоятельное значение в качестве концертной пьесы.  Впервые она была исполнена под управлением автора 12 ноября 1888 года в Петербурге, в одной программе с Пятой симфонией. После премьеры композитору долго аплодировали. Однако в рецензиях наряду с положительными было много и отрицательных оценок.

Вступление к увертюре начинается нарастающим громом литавр, который приводит к удару всего оркестра. Струнные инструменты исполняют грозную и властную тему. Это - образ призрака, голос предательски убитого отца Гамлета, веление судьбы, зловещие обстоятельства, налагающие на юного героя трудную обязанность разоблачения зла и отмщения. Музыка носит заклинательный характер, в ответ поднимаются стремительные взлёты струнных - это испуг и растерянность главного героя перед грозным явлением.

Всё вступление - это первотолчок для развития главной темы, рисующий образ Гамлета. Музыка несёт на себе печать трагической обречённости. Появление рыцарского марша не создаёт перелома и не ослабляет драматического развития. После стремительного нарастания, которое завершается громовым ударом тамтама, снова, на это раз у труб, появляется тема призрака. Она звучит особенно повелительно и властно, не как призыв, а как повеление.

Вновь являющаяся тема Гамлета приобретает черты лихорадочного возбуждения, когда неудержимый поток звуков внезапно прерывается. Предсмертным стоном кажется трагичный, быстро затихающий аккорд духовых. Несколько вспышек завершаются печальной, уже неторопливой мелодией - последним вздохом умирающего. Мрачный хор духовых инструментов, поющих в низком регистре, напутствует её.

Заключает увертюру краткое завершение, музыка похоронного шествия. Медленный темп внушает мысль о том, что торопиться больше некуда. На фоне непрерывно тянущегося, неподвижного звука дважды проходит тема призрака, тема мрачного предначертания.

 

Тихоокеанский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов

В качестве  солистов вы увидите:
 Дарья Крутякова (флейта)
Петр Федьков (гобой)
Отабек Расулов (кларнет)
Надежда Ткаченко (фагот)
Николай Колмогорцев (валторна)

В программе:

В. Моцарт

Симфония № 34

Симфония «Кончертанте»

для гобоя, кларнета, фагота и валторны

Солисты:

Петр Федьков (гобой)

Отабек Расулов (кларнет)

Надежда Ткаченко (фагот)

Николай Колмогорцев (валторна)

 

Ф. Борн- Дж. Бизе

Блестящая фантазия на темы оперы «Кармен»

солистка -  Дарья Крутякова (флейта)

 

П.Чайковский Увертюра – фантазия «Гамлет»

Ведущая – Наталия Мищенко

6+ / Большой зал /Цена билета –400, 600, 800 / Начало 18.30.

Купить билет