2 ноября «Ветка душистой сирени»

2 ноября «Ветка душистой сирени»

К 145-летию со Дня рождения Сергея Рахманинова

Концертная программа «Ветка душистой сирени»..

Рахманинов. Романсы

Красивые мелодии, классическая музыка, звуки природы прекрасно расслабляют и снимают стресс. Музыка помогает человеку выразить себя. Судя по тому, что человек слушает можно определить его характер, душу и его направление в жизни. Музыка раскрывает человека, показывая его истинное лицо. Музыка сближает людей. И пока существует музыка, мы можем понимать друг друга и передавать свои чувства, эмоции другим. Приглашаем наших поклонников на концерт «Ветка душистой сирени», посвященной 145-летию со Дня рождения Сергея Рахманинова.  Композитор, писал не только симфонии, но и не малый пласт его творчества отдан романсам:  «У моего окна», «Здесь хорошо», «Не пой,  красавица, при мне», «Сон», «Сирень», «Я жду тебя», «Отрывок из Мюссе», «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ». Их для вас исполнят ваши любимые солисты Приморской краевой филармонии.

Преимущественной сферой камерного вокального творчества Рахманинова была лирика, мир личных чувств и настроений. В своих истоках оно связано главным образом с наследием Чайковского, что проявляется и в общей эмоциональной «открытости», искренности и непосредственности выражения, и в некоторых более конкретных стилистических признаках. Как и Чайковский, Рахманинов стремился прежде всего запечатлеть основное настроение того или иного поэтического текста в ярком мелодическом образе, показывая его в росте, динамике и развитии. Отсюда те длительные линии подъема, нарастания и патетические кульминации, которыми изобилуют рахманиновские романсы. Вместе с тем он не прошел мимо опыта старших мастеров «петербургской школы» с их бережным, внимательным отношением к поэтическому слову. Рахманинов, за отдельными редкими исключениями, не допускает произвольных перестановок слов или повторов, нарушающих форму стиха, его вокальная декламация, как правило, точна и отчетлива. В этом отношении он стоит вполне на уровне своего времени — эпохи высочайшей, утонченнейшей поэтической культуры.

Одной из черт, характеризовавших развитие камерного вокального жанра в начале XX века, была возрастающая роль фортепианной партии, которая приобретала часто не только равноправное с партией певца, но даже главенствующее значение. Исключительным богатством, красочностью и разнообразием форм отличается фортепианное сопровождение и в романсах Рахманинова. Римскому-Корсакову казались даже чрезмерными звуковая насыщенность и густота рахманиновских аккомпанементов, их сложная многослойная фактура, порой, казалось бы, развивающаяся вполне самостоятельно. Однако мелодически яркая, рельефная, вокальная партия никогда не теряется в этой плотной густой ткани, отчетливо выделяясь на ее фоне.

За двадцатипятилетний промежуток времени, отделяющий первый вокальный опус Рахманинова от последней группы его романсов, характер его камерной вокальной лирики испытал значительные изменения: не только усложняется и обогащается звуковая палитра, более строгим становится отбор выразительных средств, но во многом меняется и ее образно-эмоциональный строй.

Новый подъем вокального творчества Рахманинова приносят 1900-е годы. Среди двух серий романсов ор. 21 и 26, написанных в период между Вторым и Третьим фортепианными концертами, мы находим ряд совершеннейших образцов рахманиновской лирики, в которых композитор выступает уже как вполне сложившийся мастер со своим неповторимым творческим лицом. «Романсы Рахманинова, подобные „Сирени", „У моего окна", — замечает Асафьев, — хотя и не являлись исповеданием символизма, в действительности были отражением атмосферы новой, тончайшей (но не утонченной модернистски) душевности и касанием музыки русской природы — качество, какое слышалось и в чеховской мудрой „Свирели", и в ряде лирических моментов у Бунина...».

Артисты филармонии: Елена Морозова (меццо-сопрано), дипломант международного конкурса Наталья Подпоринова (сопрано), дипломант всероссийского конкурса Анастасия Цыганова (сопрано),  Людмила Якунина (сопрано), Наталья Брылёва (сопрано), солист Мариинского театра (Приморская сцена), лауреат международных конкурсов Илья Астафуров (тенор),  лауреат международных конкурсов Наталья Кривицкая (виолончель), дипломант международных конкурсов Галина Гребенюк (фортепиано), заслуженный артист РФ Леонид Букин (фортепиано), лауреат международного конкурса Евгения Зленко (фортепиано)

В программе: произведения С. Рахманинова –  романсы «У моего окна», «Здесь хорошо», «Не пой,  красавица, при мне», «Сон», «Сирень», «Я жду тебя», «Отрывок из Мюссе», «Полюбила я на печаль свою», «Вокализ», сочинения для фортепиано – Прелюдии, Музыкальные моменты

Ведущая – Людмила Кравец

6+/ Малый зал /Цена билета - 500 руб / Начало 18.30

Купить билет