13 декабря Тихоокеанский симфонический оркестр

13 декабря Тихоокеанский симфонический оркестр

Тихоокеанский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов

Дирижер - Но Тэ Чол (Республика Корея)

Солистка - Sun Young Ro (фортепьяно Германия)

В программе: Л.В. Бетховен Концерт для ф-но с оркестром № 4 соль мажор, ор. 58,  П. Чайковский Симфония № 1 соль минор «Зимние грезы»

Ведущая – музыковед Наталия Мищенко  

Настоящие поклонники классической музыки ходят  на концерты, чтобы получить истинное удовольствие от профессионального исполнения сложной, вдумчивой музыки. Надо помнить, что классическая музыка – это не фон! Ее надо внимательно слушать, сосредотачиваться на ней, использовать воображение, мысленно рисовать какие-то картины, образы, ситуации, точно так же, как это происходит  при чтении книги.  Классическая музыка – это мир изображенный звуком. Подобно тому, как живопись отображает мир, наш, или непохожий на него визуально, музыка делает это с помощью звука. Но музыка далеко не всегда отображает сам звук этого мира (в отличие от других видов искусства) – все это делается с помощью различных ассоциаций. Музыка – это движение, выраженное в звуке.

Итак,  концерт для фортепиано с оркестром № 4 Соль мажор, соч. 58, написанный Бетховеном в период с 1804 по 1807 гг. Концерт иногда называют «жаворонковым» из-за первой части: впервые в истории музыки фортепианный концерт начинает солист, к которому сразу же подключается оркестр, пробуждаемый, рассеивающий тьму своим светом, озаряя путь. Критик Рейхардт отметил «необычайную трудность» концерта, а в исполнении Бетховена — «удивительное совершенство и предельную виртуозность». Рейхардт писал далее: «Adagio 1 — замечательную часть с красивой выдержанной мелодией — он подлинно пел на своем инструменте с чувством глубокой меланхолии».

По словам друзей Бетховена, когда создавалась вторая часть концерта, он был вдохновлен античным сказанием об Орфее, который пением своим укрощает силы ада: гневные фурии пытались не допустить его в подземное царство, где томилась Эвридика — возлюбленная мифического певца. Возникали и другие программные ассоциации. Так или иначе, здесь почти зримо, наглядно представлены две противоборствующие воли и показано, как под натиском искренних, взволнованных чувств колеблются сковывающие их преграды. И чем сильнее под этим натиском отступают, замирая, непреклонные басы, тем все более ширятся жалобные фигурации солиста; трели и пассажи фортепиано приобретают страстный характер. Но слабеет драматический порыв, и вновь слышатся таинственно угрожающие унисоны басов. На фоне застывших аккордов струнных — прощальный отзвук стенаний солиста (арпеджированное трезвучие ми минора с задержанной, «стонущей» II ступенью — фа-диез).

П.И. Чайковский- «Зимние грезы»

Творчество Чайковского - вершина мировой музыкальной культуры XIX века - вечно живой и драгоценный родник, из которого не перестают черпать мудрость и вдохновение композиторы XX – XXl веков. Его музыка любима, она живёт полнокровной жизнью во всех странах мира. Каждый из нас находит в этой музыке что-то близкое и понятное только ему. Она приносит истинное эстетическое наслаждение.

Симфония № 1 соль минор является первым значительным произведением П. И. Чайковского. Произведение состоит из четерых частей и работа над ним продолжалась довольно долго. Сочинение было написано в 1866 году и изменено в 1874 году. П. И. Чайковский посвятил сочинение Николаю Рубинштейну, брату его бывшего наставника Антона Рубинштейна. Скерцо из симфонии было исполнено под руководством Николая Рубинштейна в Санкт-Петербурге в декабре 1867 года. Целиком симфония была исполнена под управлением Николая Рубинштейна в феврале следующего года. Данное автором заглавие «Зимние грезы» указывает на тот круг образов, который носился перед его творческим воображением при сочинении симфонии: это картины зимней русской природы и возникающие на их фоне жанровые сценки. Отдельные моменты музыки могут вызывать у слушателя живые конкретные ассоциации (например, ровное тремолирующее движение у скрипок в первой части — «Грезы зимней дорогой», ассоциирующееся с представлением о долгом неторопливом санном пути, таинственные лесные шорохи и зовы во второй части — «Угрюмый край, туманный край» и т. д.), но эти скупые штрихи и намеки не складываются в законченную, последовательно развивающуюся поэтическую программу. Композитор не стремится к конкретному «живописанию в звуках», а передает лишь свои впечатления, преломленные сквозь призму личного лирического чувства. Он свободно ведет нас от одного образа или настроения к другому, иногда совершенно отличному по характеру, следуя внутренней логике симфонического развития. Неоднократно уже указывалось на близость образного строя симфонии к поэтическим образам русской зимы в творчестве Пушкина, Л. Толстого, Плещеева и других замечательных мастеров отечественной литературы. Глубоко национален и интонационный строй ее музыки: большинство тем «Зимних грез» имеет песенный характер и в той или иной степени близок русской народной мелодике. Поэтому, когда в финале появляется подлинная народная песня, она не кажется чем-то инородным, а естественно вливается в общий поток музыки.

6+ / Большой зал /Цена билета –  400, 600, 800 руб/ Начало 18.30