1 февраля Тихоокеанский симфонический оркестр

1 февраля Тихоокеанский симфонический оркестр

Тихоокеанский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов

В программе: П. Чайковский Увертюра «Ромео и Джульетта», С. Прокофьев «Ромео и Джульетта», Л. Бернстайн «Вестсайдская история»

Солисты филармонии

Большой зал/ Начало 18.30.

 

В европейской литературе сюжет о двух влюблённых, разделённых враждебной силой получил весьма широкое распространение. Впервые история Ромео и Джульетты была описана в новелле Луиджи да Порто в 1524 году. Наибольшую же известность получила шекспировская интерпретация сюжета. Взяв за основу рассказ своих предшественников, Шекспир поднял его на качественно новую высоту, сконцентрировав драматизм и многократно накалив страсти. Именно шекспировское произведение впоследствии вдохновляло и вдохновляет сейчас композиторов разных стран на музыкальное прочтение великой трагедии. В подавляющем большинстве это оперы. Наше внимание привлекли два произведения, резко выделяющиеся из этого ряда. Особую весомость им придаёт тот факт, что в них отсутствуют слова. Это чисто инструментальные сочинения: симфоническая увертюра Петра Ильича Чайковского и балет Сергея Сергеевича Прокофьева. "Любовь сильнее смерти" - вот мысль и чувство, которые рождает в нас и трагедия Шекспира, и увертюра Чайковского, и балет Прокофьева.

 Симфоническая увертюра Чайковского

Увертюра-фантазия "Ромео и Джульетта" Чайковского - выдающееся произведение мировой музыкальной классики, первое крупнейшее завоевание композитора в области программного симфонизма. Первая редакция увертюры относится к 1869 году; затем это произведение дважды (в 1870 и 1880 гг.) перерабатывалось. В 80-х годах Чайковский начал было сочинять оперу на тот же сюжет, но написал лишь сцену прощального свидания Ромео и Джульетты, основой которой послужила музыка увертюры. Эта сцена впоследствии была издана Сергеем Танеевым как дуэт Ромео и Джульетты.Основной идейный замысел трагедии передан композитором через контрастное сопоставление и столкновение различных по своему характеру музыкальных тем. Как наиболее отвечающая драматическому замыслу, композитором избрана сонатная форма с широким вступлением и развернутой кодой-эпилогом. Толчком для возникновения музыкальных тем послужили, несомненно, отдельные конкретные образы и сцены трагедии. Однако каждая из тем многообразно изменяется в процессе развития (особенно тема вступления). И только во взаимодействии всех тем и выявляется общий идейный смысл произведения.

Балет Прокофьева

Однажды, Сергею Сергеевичу Прокофьеву предложили написать балет по трагедии Шекспира "Отелло". Композитор ответил отказом: "Мне не хотелось бы иметь дело с Яго". И в этих словах заключено кредо Прокофьева-художника позднего периода. В нём всегда жила неистребимая радость жизни, самого ощущения бытия, которое было для него неотделимо от действия. Эта огромная внутренняя активность была проявлением горевшей в нём творческой энергии и необычайного душевного здоровья. Инстинктивно он отбрасывал от себя все дурное, болезненное, тяготея к светлому, к добру и красоте. "Не хочу находиться в состоянии дурных чувств",- говорил он, отказываясь от предложения писать "Отелло". Его умение видеть прекрасное, его приверженность к этически возвышенному было другой стороной действенного, жизнелюбивого мировосприятия. Вот почему, создавая балет "Ромео и Джульетта", он первоначально намеревался завершить его благополучным исходом.

Балет "Ромео и Джульетта" является одним из самых лучших и одновременно самых серьёзных творений Прокофьева. Прокофьев работал над балетом в 1935 - 1936 годы по заказу Большого театра. Премьера же состоялась 30 декабря 1938 года в Чехословакии, в городе Брно. У нас в стране балет впервые был поставлен 11 января 1940 года в Ленинграде, в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова. Партию Джульетты танцевала Галина Уланова, создавшая исключительный по психологической глубине и выразительности образ юной героини. Эта роль была одной из лучших в творчестве прославленной балерины.

Балет "Ромео и Джульетта" - это совершенно новый тип балетного спектакля. Прокофьев осуществил в нём синтез драмы, музыки и хореографии. Опираясь на традиции классического балета, он внёс в балет своё понимание танцевальности, радикально обновил музыкальные формы, драматургию балета, использовал в нём оперные и симфонические принципы, во всей полноте раскрыл характеры героев, представив целую галерею живых, ярких музыкальных портретов. Подобно оперным ариям, сольные номера балета становятся сценами, в которых музыка детально воссоздает характеры героев, передает их душевное состояние, выразительность мимики, жеста, манеру поведения. Для этого Прокофьев находит точные, лаконичные, острохарактерные мелодико-ритмические интонации, соответствующие тембры, регистры, использует лейтмотивы, которые развиваются затем в других сценах. Все сцены имеют названия.

Балет "Ромео и Джульетта" относится к числу тех произведений, которые сразу завоевывают всеобщую любовь и признание. Он ставится на многих сценах мира, существует в киноверсиях со знаменитыми исполнителями: Галиной Улановой в одном фильме, с Рудольфом Нуриевым в другом. Гениальную интерпретацию образа Ромео дал Михаил Барышников. Сам автор на основе музыки балета создал три симфонические сюиты и фортепианный цикл из десяти пьес. Существует множество переложений отдельных номеров балета для различных инструментов и ансамблей. Прекрасная музыка, яркие, истинно шекспировские портреты героев, стройность композиции, динамичность музыкально-сценического действия сделали балет "Ромео и Джульетта" одним из наиболее популярных произведений Прокофьева.