10 февраля Абонемент № 8 «Шедевры мировой классики».
В концертной программе «Великие мастера – Чайковский. Шостакович» в исполнении Тихоокеанского симфонического оркестра, под управлением художественного руководителя и главного дирижёра – Анатолия Смирнова
Солист – Александр Абухович (скрипка), прозвучат два эмоционально сильных произведения: П. Чайковский Симфония № 4 ,Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1 .
П. Чайковский Симфония № 4
Создание Четвёртой симфонии связано со временем глубокого общественного кризиса: Русско-турецкая война (об этом были написаны полотна Верещагина, «Полководец» и «Забытый» Мусоргского, у Толстого в «Анне Карениной» Вронский уезжает на эту войну). Для Чайковского война — это рок, фатум. Помимо этого, в период работы над Четвёртой симфонией Чайковский переживал острейший душевный кризис, и сочинения этого периода — поистине крик души.
Мотивно-тематические связи в симфонии очень сильны.
В интродукции 1 части появляется тема рока (как у Бетховена) — «зерно всей симфонии», фанфара с ритмом и тембром (медь) военного сигнала.
В 1 части военному сигналу противостоят вальсовые темы, хотя и очень драматизированные. Жанр вальса для Чайковского — символ человеческих чувств, личного начала («человеческий образ»). В симфониях Чайковского вальсовые темы несут важную смысловую нагрузку.
Но не вальсовым темам в Четвёртой симфонии суждено преодолеть мрачный рок, а светлым энергичным фа-мажорным темам с мотивом нисходящего верхнего тетрахорда.
Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1 .
Концерт № 1 для скрипки с оркестром ля минор появился на свет в один из самых тяжелых и мрачных периодов в жизни Дмитрия Шостаковича. Композитор начал работать над ним в июле 1947 года и продолжал работу в 1948, когда началась уже вторая в его жизни травля. Только 29 октября 1955 года концерт впервые прозвучал в Ленинграде под управлением Евгения Мравинского. Солировал Давид Ойстрах, для которого концерт был написан и которому посвящен.
По серьезности тона, экспрессии и концентрации Первый скрипичный концерт легко выдерживает сравнение с любой из симфоний Шостаковича. Но, в отличие от симфоний, сквозь все четыре части (Ноктюрн, Скерцо, Пассакалью и Финал) проходит один и тот же герой, олицетворяемый солирующей скрипкой. Хотя это отнюдь не сообщает сочинению субъективного или лирического характера. Скрипку Шостакович наделил очень мужественным характером, а одна из главных идей концерта, видимо, преодоление обстоятельств. Не случайно в Пассакалье Шостакович обратился к интонациям музыки Баха, символизировавшей для него высшие духовные ценности.
Концерт состоит из четырёх частей, каждая из которых носит программный подзаголовок: 1. Ноктюрн (Moderato); 2. Скерцо (Allegro); 3. Пассакалья (Andante); 4. Бурлеска (Allegro con brio). Между Пассакальей и Бурлеской находится большая сольная каденция, благодаря которой цикл приобретает черты пятичастного. Две последних части следуют друг за другом attacca (без перерыва). Внутренняя драматургия концерта необычна: первые две части, как и две последние, представляют собой полярные типы экспрессии (Ноктюрн-Скерцо и Пассакалья-Бурлеска).
Начиная со второй части, партия скрипки всё более усложняется быстрыми скачками через струну, пассажами двойными нотами в высоком регистре, октавами. Каденция построена на разрозненных элементах тем предшествующих трёх частей и может являться своего рода апофеозом сложности: построенная на постоянном accelerando, партия скрипки требует от исполнителя огромных физических усилий.
Концерт существует в двух редакциях — 1948 года (начальная) и версия 1955 года, отличающаяся от первой несколько изменённой инструментовкой финала.
Концертная программа «Великие мастера – Чайковский.Шостакович»
Тихоокеанский симфонический оркестр
Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов
Солист – Александр Абухович (скрипка)
В программе: П. Чайковский Симфония № 4 фа минор op. 36, Д. Шостакович Концерт для скрипки с оркестром №1 ля минор ор.77
Ведущая – Наталия Мищенко