Тихоокеанский симфонический оркестр представляет программу, где прозвучат произведения Людвига ван Бетховена, Ференца Листа и Карла-Марии Вебера.
К-М Вебер являлся личностью разносторонне одаренной. Его ждали разные амплуа – концертирующего пианиста, придворного капельмейстера, певца, гитариста. Однако, первой и самой сильной любовью стал театр. В историю Вебер вошел как создатель национальной немецкой оперы. И мировую славу мастера симфонической музыки композитору принесли не симфонии, а, в первую очередь, блестящие увертюры к операм. Одна из них, - к опере «Оберон», прозвучит в концерте. Удивительный светлый мир сказочной фантастики воплощен в опере. В увертюре лишь один эпизод, с мечтательной кантиленой кларнета, приносит успокоение, в целом же - безраздельно царствует атмосфера праздничной приподнятости.
Ф. Лист - одна из самых влиятельных фигур европейской музыки XIX века. Гениальный пианист-виртуоз, крупнейший композитор, дирижер, педагог, музыкальный писатель, общественный деятель, он посвятил себя утверждению идеалов романтизма.
Лишь в зрелые годы, прекратив деятельность концертирующего пианиста, он обратился к симфоническому творчеству, где совершил настоящую революцию, воплотив идею о программной музыке. Он создал новый жанр – Симфоническую поэму. Почти все поэмы Листа связаны с литературой. Это древние мифы, образы Шекспира, Гете, Гюго, Шиллера, Байрона, Тассо. Однако, они служили ему лишь толчком для собственных философских концепций, излагавшихся, как правило, в пространных предисловиях к симфоническим произведениям.
Одна из самых известных поэм Листа – «Прелюды», обязана названием стихотворению Ламартина, хотя создавалась независимо от него. Лишь написав музыку, композитор нашел, что стихотворение отвечает ее духу, но в программе по-своему трактует идеи поэта. Эпизоды, разного эмоционального наполнения, сменяющие друг друга, рисуют историю героя, личности явно незаурядной. Ликующе-победный финал – как страстный порыв к самоутверждению завершает поэму.
Бетховен, наследник Гайдна и Моцарта, революционизировал жанр симфонии, насытив ее напряженной жизнью, высокими гражданскими идеями, философскими раздумьями. Симфонии Бетховена стремятся вместить в себя весь мир в его противоречиях и непрерывной изменчивости, соревнуясь с оперой и романом. Кажется, будто сама жизнь ворвалась в бетховенскую симфонию, наполнив ее ощущением борьбы, гулом народных толп, звучанием фанфар, гимнов и маршей.
Но есть у Бетховена Симфония, которая стоит словно поодаль от генеральной линии его симфонизма. Речь о Восьмой симфонии. Это, словно передышка перед покорением последней вершины – Девятой симфонии. Сам Бетховен Восьмую назвал «маленькой симфонией». По формам своим, да и по стилю она напоминает произведение гайдновской поры. Но это не просто повторение, подобие музыки прошлой эпохи. Художник-философ, познавший трагизм человеческого бытия, с чуть ироничной улыбкой оглядывается на далекий по духу «идиллический XVIII век» и с виртуозной легкостью гения восстанавливает свойственные ему формы музыки. В симфонии царствуют ясность, стройность. На всем лежит оттенок тонкого артистизма, и лишь изредка в мир чистой красоты и безоблачности врывается истинно бетховенская властная сила.
Художественный руководитель и главный дирижер – Вячеслав Губанов
В программе: К.М. Вебер Увертюра к опере «Оберон», Ф. Лист Симфоническая поэма № 3 «Прелюды» S. 97, Л.В. Бетховен Симфония № 8 Фа мажор, op. 93
Ведущая – музыковед Наталия Мищенко
Продолжительность программы – 1 час, 30 мин
6+/Большой зал/Цена билета – 400, 600,800 руб. /Начало 18.30.