Екатерина Кучук - «Я ощущаю себя одним из звеньев большого шоу»

Екатерина Кучук - «Я ощущаю себя одним  из звеньев большого шоу»

В Приморской краевой филармонии трудятся совершенно разные люди, но все они очень творческие, интересные, стремящиеся сделать жизнь города и края насыщеннее и культурнее. Режиссёр филармонии Екатерина Кучук рассказала о своём творческом пути, а так же поделилась своим взглядом на современного зрителя.

 DSC06928

Екатерина, расскажите, почему именно режиссура? Что послужило толчком при выборе профессии?

 

Я училась в Приморской Академии искусств. Моим мастером был Александр Иванович Запорожец. По профессии я актриса драматического театра, но мастер давал нам и основы режиссуры.

Как я пришла к режиссуре? Актёрский опыт даёт хорошую базу для режиссуры. Мне кажется, это было всегда - к человеку, который углублялся в актёрскую профессию, рано или поздно приходила потребность поставить что-то самостоятельно. После института мы практически всем курсом пришли в театр Тихоокеанского флота. Но постепенно жизнь брала своё, у людей появлялись новые идеи, и в поисках себя некоторые уходили из театра. Сегодня кто-то из них работает на радио, кто-то служит в театре им. М. Горького, а кто-то, как это бывает с любой профессией, вообще сменил сферу деятельности. Что касается меня, то после пяти лет работы в ТОФ я отправилась в свободное плавание. Я некоторое время работала в театре кукол, потом преподавателем в институте, но меня увлекали собственные идеи, и хотелось их воплощать. И тогда я начала делать литературно-музыкальные спектакли, моноспектакли и возить их по школам по всему Приморскому краю. Мне хотелось сделать такой идейно-качественный проект, потому что школьникам это нужно. Актёр может интересно подать тот или иной литературный материал. А оформленные музыкально, произведения усваиваются школьниками ещё лучше. Учителя всегда шли навстречу и очень положительно это воспринимали, с некоторыми из них до сих пор очень тесно дружим.

Где-то на протяжении пятнадцати лет я была погружена в эту деятельность. Мы сотрудничали с актёрами, музыкантами и вокалистами. Наш проект назывался “Литературный театр”. У нас были программы как для младших школьников, так и для старшеклассников.

В это же время я очень много сотрудничала с филармонией, представляя собственные моноспектакли. Тогда я понимала, что мне очень близок именно филармонический жанр, когда в программах, которые созданы из литературы и музыки, есть и просветительская нотка.

И, возвращаясь к вопросу о режиссуре, хочется сказать, что в процессе внутреннего формирования программы нужно было воспитывать в себе ещё и организаторские способности. И когда я узнала, что в филармонию требуется режиссёр, поняла, что хочу этим заниматься. Ведь к тому моменту я была уже больше погружена не в актёрскую среду, а в музыкальную.

DSC02210

Было ли что-то, что пугало Вас в филармонии? Ведь до этого Вы занимались своим делом, создавали программы, исходя из собственных интересов, а филармония всё-таки ставит некие ограничения на творчество. Здесь приходится делать больше того, что нужно массовому зрителю.

 

Да, это было первое, о чём я задумалась. В “Литературном театре” у меня всегда был выбор. Я могла сочетать свои интересы с интересами различных аудиторий, а здесь у меня появилось руководство. И самые главные вопросы, которые я задавала себе: “Могу ли я двигаться не по своей идейной линии? Смогу ли делать не то, что придумала сама, а то что мне доверили, поручили?” Ведь это было одной из причин моего ухода из ТОФа. Поэтому и выбрала дорогу самостоятельного художника.

Знаете, ведь художники, занимающиеся живописью, это самостоятельные творческие единицы, они могут реализоваться и в одиночку. А у актёра вроде бы и нет такой возможности. Мы всегда внутри коллектива. И тогда я решила узнать, может ли индивидуальным творчеством заниматься актёр. Но велосипеда не открыла - да, может, ведь в такой ситуации оказываются многие артисты. Понятно, что театр не может предоставить всем главные роли, какую-то жизнь в искусстве, поэтому каждый ищет для себя места, где можно опробовать что-то новое.

Лично мне в филармонии очень нравится. Все работы, которые удалось реализовать за эти годы, мне были очень интересны. В прошлом году мы делали программу ко Дню славянской письменности, работа над которой была не сказать, что простой. Нужно было затронуть аспекты истории России. В процессе я поняла, что это был своего рода акт самопросвещения. Это очень меня погрузило, и я с удовольствием писала сценарий.

Также очень интересным опытом в филармонии стала для меня работа с дирижёром. Ведь это тот человек, который управляет целой стихией! И такие совместные проекты, это для меня самая интересная, хоть и далеко не лёгкая работа.

И когда я пришла в филармонию как режиссёр, там появились театрализованные концерты, в которых есть сюжет, мизансцены, костюмы и роли, что очень нравится, как самим солистам и музыкантам, так и руководству. Благодаря филармонии я щупаю профессию режиссёра со всех сторон, расширяя собственные возможности.

DSC08467

Да, конечно, это очень многое даёт, когда происходит такое тотальное погружение в оркестр, в вокальное исполнение. Это производит на зрителя особенное, необычайное впечатление. Наверное, посещаемость филармонии увеличилась с появлением такого рода концертных программ?

 

Я ощущаю себя, как одно из звеньев всего процесса. Работа всей филармонии в целом направлена на то, чтобы стать интереснее и привлекательнее для зрителя, и самим с большим энтузиазмом работать.

DSC07959 DSC07972

Екатерина, разумеется, что у Искусства множество целей. Оно должно обогащать, просвещать и развлекать. Но моё личное мнение, что сегодняшний зритель становится всё более и более посредственным, отказываясь думать и мыслить. Для такого зрителя поход в театр или в филармонию - это способ только развлечься и отдохнуть. Такого рода веселье. Как Вы считаете, нужно ли идти на поводу у такого зрителя или всё-таки стоит стараться как-то его менять, перевоспитывать, просвещать и заставлять думать?

 DSC08944

Знаете, у меня очень много мыслей по этому поводу. Я сама, как зритель, очень люблю, когда меня веселят и развлекают! И комедийный жанр мне очень близок. Конечно, есть и с пустым смыслом комедии, которые я тоже не люблю. Но я не думаю, что сегодняшний зритель перестаёт думать. Мы ездили десять лет по школам, и нам всё время говорили, что молодёжь сегодня деградирует, отказывается воспринимать какие-то серьёзные вещи. Но, объехав весь Приморский край, читая стихи и поэмы А. Блока, В. Маяковского, А. Ахматовой, А. Твардовского, мы видели совершенно обратное. Разумеется, не всегда, но в большинстве случаев нам удавалось завоевать внимание школьников. И это было видно по глазам или, когда в классе стояла звенящая тишина. Мы видели, что получается всё-таки пробудить в них какие-то эмоции и заинтересовать. И в целом, мне кажется, что какой-то определённый зритель стремится к тому самому высокому искусству. Ведь так было всегда - кто-то приходил, чтобы повеселиться, а кто-то задуматься, всплакнуть и пережить какую-то эмоцию. Я думаю, что людям всегда нужно было и то, и другое в равном количестве.

 

Алёна Благодатская