30 ноября «Романтический вечер»

30 ноября «Романтический вечер»

Тихоокеанский симфонический оркестр под управлением главного дирижёра, заслуженного артиста РФ, художественного руководителя Анатолия Смирнова приглашает любителей классической музыки на   «Романтический вечер». А что такое романтика по определению? Люди, идеализирующие мир, не замечающие окружающих неудобств жили с древних времен. Романтика присутствует везде: в музыке, книгах, фильмах. И получается, что романтизировать – это значит верить, мечтать, чувства, эмоции, условия жизни, которые вкупе создают эмоционально-возвышенное мироощущение.Романтика может восприниматься как образ жизни, который отличается оптимизмом, альтруизмом, положительными эмоциями, высокими чувствами, возвышенным отношением к человеку, и исповеданием ценностей, которые противопоставляются «серым будням», материальным ценностям, в том числе прагматизму, а также политической деятельности и другим «серьёзным занятиям».Романтика может быть охарактеризована душевным подъёмом, присутствием в суждениях и поступках лирических и драматических мотивов. Музыка может отправить нас в захватывающее приключение и рассказать свою собственную историю. В ней могут переплетаться консонансы и ритмические синкопы, повествующие о мире и благополучии, которые сменят различные диссонансы, выражающие некий конфликт. Музыка сопровождает нас всю жизнь и в печали, и в радости. Благодаря ей люди многие века радуются, грустят, отдыхают или концентрируют свое внимание на любимом деле. Музыка, которую мы слушаем, чаще всего отражает наше внутреннее (душевное, если хотите) состояние, ведь такое чувство как любовь тоже не всегда радостное и разноцветное, иногда просто по - доброму хочется погрустить и подумать о каких-то волнующих вещах. Наверное, так должно быть... Пусть сладковатое чувство грусти приносит наслаждение, а не разочарование. В программе концерта прозвучат следующие романтические произведения.

Ф. Мендельсон. Симфония № 3 «Шотландская»

«Шотландская» симфония, a-moll продолжает линию развития романтического симфонизма, идущего от Шуберта. Элегические и лирико-эпические образы симфонии навеяны сумрачными легендами и природой Шотландии, романтически прочитанными эпизодами ее истории. Суровый колорит, отличающий Шотландскую симфонию, ассоциируется и с далеким диким севером, и со стародавними, полулегендарными временами, от которых сохранились лишь печальные воспоминания да серые камни развалин. Это определяется уже в начальной теме балладного склада, неторопливо развертывающейся в медленном вступлении. Она является зерном, из которого вырастают все последующие темы, как первой, так и других частей, объединенные общим эмоциональным состоянием — печальным, минорным, — хотя и весьма различные по образному содержанию.

Присущие Мендельсону выразительность мелодий и яркость инструментовки — при очень скромном составе оркестра — сочетаются в его последней симфонии с новаторской смелостью общей композиции, так что ее оригинальность заставляет забыть о предшествующих его достижениях в этом жанре. Форма Шотландской симфонии гораздо сложнее и далеко отходит от классических образцов. Мендельсон настаивал на исполнении всех частей без перерыва, что до того в симфониях не практиковалось, и более тесно связал их воедино, как бы предвосхищая переход к одночастности, который осуществит Лист в своих симфонических поэмах полтора десятилетия спустя.

Р. Шуман. Увертюра «Манфред»

Байроновский «Манфред» был любимым произведением Шумана, и музыку к нему — увертюру и 15 небольших номеров — он написал быстро: за октябрь-ноябрь 1848 года в Дрездене. Первое исполнение увертюры состоялось во время «Шумановской недели» в Лейпциге оркестром «Гевандхауза» под управлением автора 14 марта 1852 года. А постановка драматической поэмы Байрона с музыкой Шумана — в Веймарском театре под управлением Листа 13 июня того же года. Вскоре увертюра — одно из лучших симфонических сочинений Шумана — стала популярной концертной пьесой.

Увертюра не рисует события поэмы или ее фон: образы природы, фея Альп, духи зла, аббат появляются лишь в последующих номерах. Увертюра — это портрет мятущейся души, картина сложного, противоречивого психологического мира героя.

Шумана не привлекают гордый индивидуализм, титаническая мощь, богоборчество, сила разума байроновского персонажа. В музыке он предстает страдающим человеком, скитальцем, который жаждет покоя и ищет его в смерти, что неожиданно сближает этого Манфреда с героем вагнеровского «Летучего голландца», вышедшего на сцену за пять лет до создания музыки к поэме Байрона. Шуман вносит еще одну тему, роднящую его произведение как с вагнеровскими творениями, так и с традицией немецкой романтической оперы в целом, — тему искупления греха любовью. Ибо заключительная сцена в трактовке Шумана прямо противоположна байроновскому финалу: герой прощен, и искупление греха дарует ему любовь прекрасной женщины, принесшей себя в жертву.

Дж. Гершвин - И. Фролов. Концертная фантазия для скрипки с оркестром на темы из оперы «Порги и Бесс»

Народный артист России, профессор кафедры скрипки Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского Игорь Александрович Фролов (1937–2013) обладал редким многогранным талантом. Известный скрипач и педагог, чьи студенты становились лауреатами престижных международных конкурсов, дирижер Государственного камерного оркестра «Московская камерата», он создал немало музыкальных произведений, которые звучат в концертных залах

Написанная И. А. Фроловым Фантазия на темы из оперы Дж. Гершвина «Порги и Бесс» для скрипки и фортепиано — необычайно популярное, обожаемое исполнителями и слушателями произведение. Первый исполнитель Эдуард Грач, которому  Концертная фантазия и посвящена.

К. Вебер.Увертюра к опере «Оберон»

Последняя опера Вебера. Премьерой дирижировал сам автор, будучи тяжело больным (скончался в Лондоне через 2 месяца). Сочинение написано в жанре зингшпиля, с разговорными эпизодами. Композитор использовал в опере подлинные восточные мелодии. Существует несколько редакций. Либретто было переведено на немецкий язык (оригинал на английском языке), речитативы дописаны Д. Бенедиктом. В этой редакции прошла русская премьера оперы (1863, Петербург). Получила известность редакция Малера (эта версия записана Конлоном). Очень популярны увертюра и ария Реции "Ozean, du Ungeheuer" (2 д.). В 1993 поставлена в Ла Скала.

Постоянные посетители концертов симфонической музыки так хорошо знакомы с увертюрой из «Оберона», что редко задумываются о том, что она сконструирована из тем, которые играют важную драматургическую роль в самой опере. Однако, если взглянуть на увертюру в контексте оперы, то можно обнаружить, что каждая из ее необычайно знакомых тем связана с той или иной драматургической значимой ролью этой сказки. Так, вступительный мягкий зов рога — это мелодия, которую герой сам исполняет на своем волшебном роге; быстро спускающиеся аккорды у деревянных духовых используются для того, чтобы нарисовать фон или атмосферу сказочного царства; взволнованные поднимающиеся ввысь скрипки, открывающие Allegro, используются для сопровождения бегства влюбленных на корабль; чудесная, похожая на молитвенную, мелодия, исполняемая сначала кларнетом соло, а затем струнными, превращаете действительно в молитву героя; в то время как триумфальная тема, исполняемая сначала спокойно, а затем в радостном fortissimo вновь появляется в качестве кульминации грандиозной арии сопрано — «Океан, ты могущественны монстр».

 

«Романтический вечер»        

Тихоокеанский симфонический оркестр

Художественный руководитель и главный дирижёр – заслуженный артист РФ Анатолий Смирнов

 

В программе:

Ф. Мендельсон

Симфония № 3 «Шотландская»

 

Р. Шуман

Увертюра «Манфред»

 

Дж. Гершвин - И. Фролов

Концертная фантазия для скрипки с оркестром

на темы из оперы «Порги и Бесс»

Солистка - Елизавета Маркович (скрипка)

 

К. Вебер

Увертюра к опере «Оберон»

Ведущая – Наталия Мищенко

6+ / Большой зал /Цена билета – 400, 600, 800 / Начало 18.30

Купить билет