Концерт японских музыкантов и исполнителей на национальном инструменте Сямисэн
Профессиональные японские певицы и исполнительницы на национальном инструменте Сямисэне приготовили концерт традиционной японской народной музыки.Для широких российских кругов это инструмент мало известен, но сегодня есть возможность познакомится с творчеством наших соседей по региону и наконец, услышать в живую традиционную музыку Страны Восходящего солнца.
Сямисэ́н (яп. 三味線)— трёхструнный щипковый музыкальный инструмент с безладовым грифом и небольшим корпусом, общей длиной около 100 см. Наряду с бивой, кото и сякухати относится к важнейшим музыкальным инструментам Японии.Диапазон — 2 или 4 октавы, звук извлекается в основном плектром, реже — пальцами; особенно ценится характерный вибрирующий звук самой толстой струны, «савари».
Пришёл в Японию из Китая через Рюкю, он стал широко использоваться в японской музыке начиная с середины XVII столетия во множестве жанров, преимущественно в сочетании с пением.
Незаменим в музыке театров кабуки и бунраку, на вечеринках с гейшами и во множестве фольклорных жанров, используется на фестивалях, в камерной и неофольклорной японской музыке До середины XX века считался «низким» инструментом из-за ассоциаций со слепыми музыкантами годзэ и бива-хоси[en], а также нищими, однако после Второй мировой войны к сямисэну стали относиться уважительно.
Наиболее популярны из нарративных жанров те, что используются в театре кабуки. Современные нарративные представления включают рассказчика, сидящего или стоящего на сцене, и музыканта, играющего на сямисэне из-за скрывающей его ширмы. Используется сямисэн с толстым грифом, который играет резким холодным тембром, его сопровождают выкрики музыканта и рассказчика.
Повествовательные (нарративные) жанры происходят от сэккё[ja] — пересказов сутр буддийскими монахами под музыку. От сэккё в сочетании с нарративными традициями исполнителей на биве произошли около десятка повествовательных жанров, объединяемых под названием дзёрури. Роккёку впервые появился на Кюсю, он черпает из традиции молитвенных гимнов-саймон[ja], а также музыки слепых сказителей, играющих на биве[ja]. Вскоре жанр переместился на Хонсю и распространился под названием «нанива», от старого названия Осаки[en]. Важную роль в популяризации повествовательных жанров сямисэна сыграли пьесы Тикамацу Мондзаэмона для театра марионеток бунраку.
Многие лирические жанры, включая дзиуту, нагауту, огиэ-буси, хауту, коуту, дзоккёку и утавадзу, появились в начале периода Эдо. У каждого лирического жанра имеется собственный исторический контекст, который может включать историю, привязку к событию, тип инструмента и другие вещи.
Нагаута («длинные песни») и коута («короткие песни») были тесно связаны с недавно созданным театром кабуки; из нагауты выделился огиэ, в который вошла музыка кварталов красных фонарей, а из коуты — утадзава, который, напротив, был подчёркнуто неэротичным. Камерные музыкальные жанры, исполняемые на банкетах, возникли в театральной среде, именно там появились женщины-исполнительницы
Ведущая – Людмила Кравец
6+/ Большой зал/Начало 18.00.
Купить билет